Предмет, который поможет молодежи включить финансовую смекалку и научит относиться к деньгам не как к средству потребления, а как к инструменту достижения своих целей. Дисциплина, которая позволит осознать свою роль в собственной жизни. Предмет, который поможет детям быстрее стать взрослыми и не убивать свое драгоценное время на пустое прожигание жизни. Предмет, который даст начальные навыки будущих Строгановых, Хабаровых, Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых и т.д.

Именно русское купечество и другие деловые люди были истинными строителями России. Их фамилии высятся вехами расширения и укрепления России. К примеру, купец Козьма Минин, навсегда вошел в русскую историю как спаситель Руси от иноземной оккупации. Монастыри, церкви, школы, приюты для престарелых, картинные галереи, театры в большой мере создавались и поддерживались купцами.

Управление деньгами – это не просто инвестиции, вклады, прибыли – это процесс по достижению заранее определенного результата. Когда молодежь, и не только, начинает организовывать процесс управления деньгами, однозначно возникает вопрос целей, т.к. процесс управления без целей не существует.

Процесс управления невозможно наладить, не обладая навыками самоорганизации. Таким образом, прививая молодежи, навыки управления деньгами, включаются навыки самоорганизации, стратегического планирования и осознания причинно-следственной связи. Все это помогает молодым людям ориентироваться в пространстве и осознавать свою роль в жизни общества.

В рамках реализации проекта по созданию международного финансового центра в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 911-р) компанией «Гений ЖИЗНИ» разработана образовательная программа для детей «Основы управления личными финансами».

Благодаря Груздевой Татьяне Николаевне, Захаровой Елене Юрьевне – социальному педагогу высшей категории, Перепелкиной Татьяне Леонидовне - директору школы №2 г. Северодвинска, и Малейкову Льву Алексеевичу - начальнику управления образования г. Северодвинска, в средней школе №2 г. Северодвинска был проведен эксперимент на базе 8-х классов во 2 полугодии 2007-2008.

«Повышение финансовой грамотности детей - основа семейного благополучия»

Цель программы:

• повышение финансовой грамотности обучающихся

Задачи:

• дать обучающимся основы финансовой грамотности;
• научить грамотно пользоваться финансовыми инструментами;
• сформировать навыки ведения личных финансовых отчётов;
• сформировать навыки построения личного финансового плана.

Программа (16 академических часов) была апробирована на базе школы № 2 с группой учащихся 8 классов во 2 полугодии 2008 учебного года.

Программа была начата с работы с родителями:

1 этап - родительское собрание, на котором рассказывалось о программе, требованиях, необходимых условиях для реализации задач программы. Основные моменты: родителям разъяснялось, что они должны открыть детям свои доходы и расходы (если не хотят этого делать, то могут предоставить любые устраивающие их цифры) для обучения составлению бюджета семьи. Второй момент- это установить определенную сумму карманных денег для того, чтобы ребенок мог научиться управлять своими деньгами. Каждая семья сама определяла сумму. Третий момент- это помощь ребенку в выполнении практических заданий. Те, кто был согласен с условиями программы, подписали договор.

2 этап - с теми родителями, которые подписали договор, был проведен бесплатный двухдневный семинар, на котором родителей подробно познакомили с содержанием программы. Все родители прошли семинар, прежде чем их дети приступили к занятиям по программе.

Далее с детьми и родителями был проведен тест и анкетирование. Анкетирование и тестирование проходило в 2 этапа: 1 этап - до обучения, 2 этап- после обучения. Также было проведено анкетирование в 8,9 и 11 классах для выявления знаний учащихся по данной теме.

Тест был направлен для выявления знаний учащихся и их родителей по данной теме. Анкета была направлена на выявление отношения учащихся к деньгам и способов использования денег учащимися. Анкета, проведенная среди родителей и детей 8 классов, показала, что у 88 % детей этого возраста есть карманные деньги, которые дают родители, остальным или дарят, или они зарабатывают. Учащиеся распоряжаются этими деньгами по своему усмотрению, в основном тратят на развлечения и продукты. Только у одного учащегося был открыт счет в банке для накапливания средств до прохождения программы. Это говорит о том, что тема грамотного управления деньгами актуальна для учащихся и их родителей.

Результаты теста показывают, что после прохождения программы, у учащихся изменилось отношение к деньгам. Во-первых, теперь они точно знают, что это такое. Если до обучения на вопрос, что такое деньги, они отвечали, что это бумажки, материальные блага, зло, вещь и т. п., то после обучения все 29 человек ответили, что деньги - это средство обмена, средство для достижения целей.

Очень показательны ответы на вопрос о том, как бы вы потратили 1000000 рублей? Треть детей потратила бы на себя, на вещи, машины, путешествия, некоторые не ответили, так как не знали, 11 % отдали бы родителям и только 22 % вложили бы в учебу, акции, в банк. После обучения только 2 человека из 29 потратили бы деньги на себя и то частично, остальные инвестировали бы в разные финансовые инструменты для достижения своих, на данный момент уже определённых целей.

Это говорит о том, что направленность в отношении денег у обучающихся поменялась - раньше они воспринимали деньги как средство для покупок и только. Родители отмечали в анкетах (проведенных до обучения), что часто деньги тратились на ерунду. После обучения 80 % родителей ответили, что их ребенок стал грамотно распоряжаться деньгами, 68 % уточнили, что у ребенка появились знания о том, как грамотно использовать деньги.

После курса уроков финансовой грамотности родители писали: стал разумнее тратить, стала больше доверять ребенку, у ребенка появились знания, стал понимать, что можно не только тратить, научилась расходовать экономно, копит, а не тратит на бесполезные вещи, не тратит на ерунду, как раньше, открыл счет, появились цели, есть желание поработать, появился опыт в инвестировании. Стали планировать свои расходы 93% учащихся (до обучения-63 %).

Очень важным считаем то, что обучающиеся ставят перед собой цели, планируют, видят жизненную перспективу успешного развития своего сценария жизни. Вот, например, очень показателен вопрос о пенсии. Суть проводимой государством пенсионной реформы в том, чтобы фактически возложить заботу о своей пенсии на самого работающего, таким образом, каждый должен позаботиться о своей будущей пенсии сам. Теперь дети, прошедшие обучение, это знают (75 %) и 58 % из них знают, как это сделать. Если до обучения только 2% детей знали, что такое НПФ и для чего он нужен, то теперь 86 % учащихся ответили на этот вопрос правильно. До обучения ни один ребенок не ответил на этот вопрос.

На вопрос, хочешь ли ты жить лучше, чем живешь сейчас, 96 % обучающихся ответили утвердительно, если до обучения на вопрос, что ты для этого сделаешь, 22 % отвечали - выучусь и найду высокооплачиваемую работу (самый популярный ответ), то ответы детей после обучения изменились.

Основным ответом на вопрос стало правильное распределение денег, а именно «управление» ими посредством вложения для создания капитала. А так же использование всех возможностей, предоставляемых государством, но мало используемых (по незнанию) людьми.

На вопрос, чему научил тебя курс «Финансовой грамотности», прошедшие обучение по программе, ответили следующим образом: «Управлять своими деньгами, правильно их использовать, ставить цели и выполнять их, составлять ЛФП, вести бюджет, правильно выбирать финансовые инструменты, и как обеспечить себе достойную старость».

В графе «другое», были ответы: финансовой защите, управлению деньгами, как сохранить деньги, как увеличить доходы и уменьшить расходы, как пользоваться банковскими инструментами, как сформировать ликвидный резерв, всему, финансовой грамоте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся получили основы финансовой грамотности. Около 80 % учащихся открыли счета в различных банках, 1 учащийся инвестирует деньги в ПИФ, то есть дети научились пользоваться финансовыми инструментами, доступными в их возрасте.

Личный финансовый план составлен у 80 % учащихся.

Отчёт о результатах проведения эксперимента в годе Северодвинске и Элективный курс составлен Захаровой Еленой Юрьевной, социальным педагогом высшей квалификационной категории.

Отзывы учащихся и преподавателя:

В целом курс очень понравился, я даже успел открыть счет в банке под 10% годовых, плюс капитализация ежеквартально, а также найти инвестиционный инструмент, дающий 22% в год. Не прочь продолжить обучение в 9 классе.

Добрынин Иван

Считаю, что этот курс нам очень поможет в жизни. С помощью его мы узнали, как обращаться с деньгами, как правильно их расходовать, преумножать. Что финансы, это лишь составляющая жизни и это надо понимать и создавать баланс в жизни. Я это поняла и очень благодарна.

Вашукова Кристина

Курс очень полезен и нужен, считаю, что его необходимо ввести, как обязательный. От этого от части зависит будущее России.

Ивкина Екатерина

Каждому человеку важно знать, куда и как вкладывать свои деньги. Иначе потом, в старости он будет жить на очень маленькую пенсию. Не так уж и сложно в течение трудоспособного возраста вкладывать, тем самым, обеспечивая свою будущую жизнь.

Корзникова Яна

Данные занятия значительно повлияли на моё отношение к жизни, к целям, а так же к экономике нашей страны. Я надеюсь, что другие люди тоже будут задумываться о своём будущем, строя планы для достижения определённых целей.

Закарян Кристина

Мне очень понравилось. Считаю, что эти знания необходимы для всех людей, а так же для учащихся 10-11 классов. Интересно было узнать многие вещи. Всем дали прекрасную идею создания своего будущего. Теперь буду стараться всё планировать, что бы выйдя на пенсию купить яхту.

Першина Юлия

По моему мнению, эта программа помогла осознать нам на сегодняшний день, как мы должны жить. Каждый из нас должен следовать своей стратегии и учитывать все мелочи. Теперь большинство из нас может управлять своими деньгами.

Свистуненко Инна

Эти занятия очень полезны для людей, которым предстоит строить свою жизнь. Они меняют внутреннее состояние людей, их мировоззрение, помогают правильно и грамотно поступать со своими финансами. Спасибо!

Лабузова Марина

Я считаю, что данная программа – идея замечательная! Каждый человек, если он хочет быть экономически образован, должен подробно изучать экономические науки. Каждый человек должен планировать свой бюджет, будущее. Я рада, что прошла этот курс. Было бы хорошо, если бы в Краснодарском крае была запущенна эта программа.

Идиатулина Александра


Мне очень понравился курс. Я многое узнала, чего не знала раньше. Это очень полезный урок. Я уверена, что он сыграет огромную роль в моей жизни. Теперь у меня есть цель в жизни, и не одна, теперь я распланирую свою жизнь. Я очень хочу в дальнейшем отстроить кафе. Но сначала купить спортивную машину, к которой я (уже) стремлюсь вот уже 2 года. Большое спасибо за то, что вселили уверенность.

Рыкованова Алена

Я считаю, что этот курс в нашем возрасте очень нужен. Он учит нас эффективно и благополучно управлять личным капиталом. А дальнейшее зависит только от нас самих, от наших действий.

Колесникова Кристина

Этот курс заставляет задуматься о правильности своих действий, о бесцельности своих трат и о том, почему мы живём бедно. Хотелось бы, чтобы этому учили постоянно и всё население. Такие программы нужны для всех.

Степаненко Г.И. преподаватель МОУСОШ №3 ст. Динская

По результатам эксперимента главой департамента образования г. Северодвинска было принято решение ввести данный элективный курс во всех школах г. Северодвинска.

В данный момент элективный курс доработан и носит название:

«Основы управления личными финансами»

Цель курса:

• Формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.

Задачи курса:

• освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
• формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
• формированиету обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
• воспитание ответственности за экономические решения.

 

24.09.2010 г. состоялась встреча с Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко Андреем Александровичем. На встрече было согласовано проведение экспертизы данной программы для дальнейшей интеграции в проект.

Экспертиза программы была проведена Министерством образования и науки Российской Федерации «Федеральным Институтом Развития Образования» на предмет педагогической целесообразности и необходимости внедрения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. В заключение экспертизы сказано, что программа курса «Основы управления личными финансами» может быть рекомендована в качестве элективного курса для учащихся старших классов общеобразовательной школы. («Одобрено экспертным советом ФГУ «ФИРО» по образованию и социализации детей»).

Элективный курс «Основы управления личными финансами», уже преподаётся во многих школах Российской Федерации на платной и безвозмездной основе.

Экспертиза программы элективного курса «Основы управления личными финансами». Министерство образования и науки Российской Федерации «Федеральный Институт Развития Образования». Скачать.

 

Экспертное заключение на программу элективного курса «Основы управления личными финансами». ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» . Cкачать.

Часть пояснительной записки программы элективного курса «Основы управления личными финансами». Cкачать.

Любое учебное заведение Российской Федерации может приобрести элективный курс «Основы управления личными финансами» для преподавания в своём учебном заведении на платной и безвозмездной основе.

При покупке элективного курса, учебное заведение получает:

1. Программу элективного курса: «Основы управления личными финансами» с учебно-тематическим планом на 17 и 34 часа (13 стр. PDF);
2. Рабочую тетрадь для учащихся по программе: «Основы управления личными финансами» (103 стр. PDF);
3. Методические рекомендации для учителя по программе: «Основы управления личными финансами» (62 стр. PDF);
4. Презентационные слайды для проведения занятий по программе: «Основы управления личными финансами» (140 сл. Power Point);

5. Видео-семинар «Финансовое благополучие и разумное управление личными капиталом» для обучения учителей и проведения занятий по программе: «Основы управления личными финансами» (16 часов);

6. Альбом интерактивных уроков «Планирование личного (семейного) бюджета». Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ. Центр финансовой политики;

7. Сертификат от ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" Министерства финансов Российской Федерации и АНО Консалтинговой группы «Гений ЖИЗНИ», дающий право проведения обучения населения и предпринимателей, в том числе учащихся и студентов в учебных заведениях Российской Федерации;
8. Дополнительные материалы для проведения занятий по программе: «Основы управления личными финансами»;
9. Видеоматериал для проведения занятий по программе: «Основы управления личными финансами».

Для приобретения элективного курса «Основы управления личными финансами», необходимо cкачать договор, ознакомится с ним, заполнить реквизиты в электронном виде и отправить по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.